Ленинградская область

Промышленность 

Промышленность области представлена производством кокса и нефтепродуктов; пищевых продуктов, прочих транспортных средств и оборудования, бумаги и бумажных, химических веществ и химических продуктов, табачных изделий, неметаллической минеральной продукции и другими отраслями.

Преобладают обрабатывающие отрасли, на долю которых приходится более 84% объема промышленного производства региона.

Всего в промышленный комплекс области входят свыше 300 крупных и средних предприятий, часть из которых относится к числу ведущих организаций России, из них 66 субъектов имеет суммарную долю в отгрузке более 90%, т.е. оказывают существенное влияние на региональную экономику.

Большинство из них находятся под постоянным наблюдением отраслевых органов исполнительной власти региона.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем основным видам промышленной деятельности в январе – мае 2023 года составил 760 430 млн рублей (- 82 591 млн рублей к аналогичному периоду 2022 года, или - 10%  в действующих ценах). Снижение отгрузки товаров обусловлено ограничением экспорта и уходом с российского рынка крупных производителей автотранспортных средств.

Индекс промышленного производства (ИПП)  по полному кругу предприятий к соответствующему периоду предыдущего года составил 102,4%, в том числе:

-добыча полезных ископаемых – 111,2%;
-обрабатывающие производства – 106,1%.
-обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 89%;
-водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 98,3%;

При общем росте ИПП  на 2,4% относительно уровня прошлого года, ряд отраслей показывает отрицательную динамику:

-производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, изделий из соломки и материалов для плетения, обработка древесины (- 26,7%, ООО «Луза Лес», ООО «ММ – Ефимовское», ООО «Мется – Свирь Лес» и др.);

-производство кокса и нефтепродуктов (-1,6%, ООО «Кинеф», ПАО «Новатек Усть – Луга»);

-производство прочей неметаллической минеральной продукции (-4,4%, ООО «Петербургцемент», ООО «Русджам стеклотара холдинг», АО «БЕАТОН» и др.);

-производство резиновых и пластмассовых изделий (- 27%, ООО «Айкон Тайрес»);

-производство табачных изделий (-9,8% АО «Филип Моррис Ижора», ООО «Крес Нева).

Не сильно повлияли на общий ИПП, при этом показав значительное падение, такие производства:

-производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (-69,2% от уровня января-мая  2022 года - ООО "ЙУРА КОРПОРЕЙШН РУС", ООО "ДИНЕКС РУСЬ", «Гестамп Северсталь Всеволожск),

-производство текстильных изделий (-24,5%, ООО "РЕСПИРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС", ООО "АБРАЗИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"), прочих готовых изделий (-6,4% ООО «Альтернативная наука», ООО «АЭЛИТА»).

Наблюдается значительный  прирост ИПП в отдельных производствах: напитков (+36,9%, ООО "ГАТЧИНСКИЙ СПИРТОВОЙ ЗАВОД"), одежды (в 2,5 раз), кожи и изделий из кожи (в 3,1 раза), деятельности полиграфической и копированию носителей информации (+17,7%, ООО "ММ ПОФ ПЭКЭДЖИНГ", ООО "ПОЛИГРАФ ЛЭНД"), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (+14,8%, ФЛ НАО "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА), химических веществ и химических продуктов  (+ 45,8%), прочих транспортных средств  и оборудования (+ 46%, АО «ТВСЗ», ПАО «ВСЗ», ООО «Пелла» и др.)

На динамику выпуска продукции обрабатывающей промышленности в 2023 году наибольшее негативное воздействие оказали внешнеторговые ограничения (затруднившие как экспорт продукции, так и импорт сырья, материалов и комплектующих), а для отдельных секторов – и снижение потребительского спроса населения, особенно на товары длительного пользования.

Внешнеторговый оборот Ленинградской области за январь-март 2023 года составил 3 326,4 млн. долларов США. Снижение товарооборота на 11,5%, при этом экспорт сократился на 40,2%, импорт вырос на 66,6%.

Общее количество экспортеров – субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, включая индивидуальных предпринимателей (далее – МСП), за январь-март 2023 года составило 581 хозяйствующий субъект, из них 570 субъектов ВЭД осуществляли экспорт несырьевых товаров, 564 субъекта ВЭД – экспорт несырьевых неэнергетических товаров.

За январь-апрель 2023 год общий объем несырьевого неэнергетического экспорта участниками ВЭД Ленинградской области составил 547 822 тыс. долл. США, общий объем несырьевого неэнергетического экспорта участниками ВЭД Ленинградской области – субъектами МСП составил 92 154 тыс. долл. США.

При содействии Центра поддержки экспорта АНО «Центр развития промышленности Ленинградской области» в I полугодии 2023 года выведены на экспорт 21 субъект МСП (заключено 35 внешнеторговых контракта) при плановом показателе – 17 субъектов МСП, достигнут показатель по объему экспорта в размере 22 млн $ при плановом показателе в 7,15 млн $, 268 субъекта МСП получили услуги Центра.

Товары экспортировались в 15 стран, среди которых: Азербайджанская Республика, Алжирская Народная Демократическая Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Федеративная Республика Германия, Государство Израиль, Исламская Республика Иран, Республика Индия, Республика Казахстан, Кыргы́зская Респу́блика, Китайская Народная Республика, Объединённые Ара́бские Эмира́ты, Республика Узбекистан, Эсто́нская Респу́блика, Соединённые Штаты Америки.

Крупнейшими участниками ВЭД – субъектами МСП, осуществляющих экспорт товаров при поддержке Центра, являются:

-ООО «Нортен Шримп Энд Фиш Продуктс» (ИНН 4703175072) – 8,195 млн. $, товар – «Консервированная креветка» (Китайская Народная Республика);

-СППСК «Ягоды Карелии» (ИНН 4720032902) – 2, 143 млн. $, товар – «свежемороженые ягоды (черника)» (Китайская Народная Республика);

-ООО «Питер Фрост» (ИНН 4703125811) – 1,45 млн. $, товар – «замороженные десерты» (Китайская Народная Республика).

Создание условий для устойчивого развития промышленности Ленинградской области является одной из важнейших задач, стоящих перед Ленинградской областью. В целях реализации основных приоритетов развития региона ведётся работа по совершенствованию мер поддержки промышленности, развитию промышленной инфраструктуры, кооперации и экспорта.

Предусмотрены финансовые меры поддержки промышленных, системообразующих предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства, предприятий агропромышленного комплекса, меры социальной поддержки, в том числе поддержка рынка труда и т.д.

Инвестиции

Привлекательность Ленинградской области как территории для стабильного и успешного ведения бизнеса подтверждает планомерный рост объема инвестиций в основной капитал. Ленинградская область динамично развивается и продолжает занимать лидирующие места по многим позициям.

Рейтинги ведущих рейтинговых агентств России:

По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Ленинградская область в 2023 году заняла 13 место и вошла в перечень топ-15 регионов лидеров с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.  В 2023 году, согласно, результатам рейтинга качества проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации Ленинградская область находится среди регионов, отнесенных к «высшему уровню». Деятельность регионального Центра поддержки экспорта Ленинградской области в 2023 году оценена 12 местом по России.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2022 году составил 545,7 млрд руб., что составляет 111,6% по отношению к 2021 году в сопоставимых ценах.

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в январе–марте 2023 года составил 101,9 млрд руб., что составляет 123,8% по отношению к аналогичному периоду 2022 года.

Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций (без субъектов малого предпринимательства) в январе–марте 2023 года составил 98,9 млрд руб., или 128,3% к январю-марту 2022 года.

Из объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в январе-марте 2023 года 48159 млн руб., что составляет  128,6% по отношению к аналогичному периоду 2022 года - составили инвестиции в обрабатывающие производства, 21289 млн руб. (1,9р) - в транспортировку и хранение, 8673 (131,8%) - деятельность по операциям с недвижимым имуществом, 6089 млн руб. (70,3%.) - в обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, 3189 млн руб. (108,2%) - сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, 1352 млн руб. (69,8%) – в строительство.

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций в январе-марте 2023 года являлись привлеченные средства организаций (52221 млн. руб., или 52,8% от общего объема инвестиций). в том числе 8363 млн руб. привлечено из бюджетных источников (из них 6154 млн руб. - средства федерального бюджета, 1857 млн руб. – регионального бюджета, 352 млн руб. – местного). Собственные средства (46725 млн. руб.)  составили 47,2%.

По объему инвестиций в основной капитал среди всех субъектов России в январе-марте 2023 года Ленинградская область занимает 12 место.

Ключевые направления деятельности в 2022-2023 годах:

1) Предоставление мер государственной поддержки.

В 2022 в регионе действовали следующие нормативно-правовые акты, стимулирующие инвестиционную активность и предоставляющие преференции инвесторам:

-Закон Ленинградской области от 29.12.2012 № 113-оз  «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области» (ред. от 10.02.2023);

-Закон Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-оз «О налоге на имущество организаций» (ред. от 14.03.2023);

-Закон Ленинградской области от 28.07.2014 №52-оз «О создании и развитии индустриальных (промышленных) парков в Ленинградской области» (ред. от 10.02.2023);

-Закон Ленинградской области от 08.04.2002 № 10-оз  «О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности на территории Ленинградской области» (ред. от 06.12.2013);

-Закон Ленинградской области от 25.11.2019  № 89-оз «О мерах стимулирования при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Ленинградской области» (ред. от 12.04.2021);

-Закон Ленинградской области от 12.04.2021 № 44-оз «Об отдельных мерах стимулирования в сфере промышленности Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области» (ред. от 14.03.2023);

-Закон Ленинградской области от 06.04.2020 № 36-оз «О применении на территории Ленинградской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» (ред. от 28.07.2022);

-Закон Ленинградской области от 24.11.2022 № 149-оз «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков – резидентов особых экономических зон, созданных на территории Ленинградской области, и о внесении изменения в статью 1 областного закона «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области» (начало действия документа – 01.01.2023).

Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Пикалево» от 16.03.2018 №271 на территории Пикалевского городского поселения Бокситогороского муниципального района Ленинградской области создана территория опережающего социально-экономического развития «Пикалево» (далее – ТОСЭР «Пикалево»), резидентам которой предусмотрены существенные налоговые льготы по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, земельному налогу, льготные тарифы по страховым взносам, а также имущественная поддержка в форме предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов.

В настоящее время на территории ТОСЭР «Пикалево» размещены 4 резидента: ООО «Ф.Скрупской», ООО «Питомник «ПРИНЦИП НОВО», ООО «Круглый Год», ООО «БлокФайер».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 № 949 и Соглашением от 23.06.2022 № С-138-ДВ/Д14, заключенным между Правительством Российской Федерации, Правительством Ленинградской области и администрацией муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области на территории Усть-Лужского сельского поселения Кингисеппского муниципальный района Ленинградской области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Усть-Луга» (далее – ОЭЗ), резидентам которой предусмотрены льгота по налогу на имущество организаций, льгота по налогу на прибыль организаций, а также имущественная поддержка в форме предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных проектов и проектов в сфере импортозамещения.

В целях обеспечения развития и эффективного функционирования ОЭЗ на основании Соглашения о передаче полномочий по управлению ОЭЗ от 09.08.2022 №С-165-ДВ/Д14 Минэкономразвития России передало отдельные полномочия по управлению ОЭЗ Правительству Ленинградской области, в связи с чем принято постановление Правительства Ленинградской области от 02.09.2022 №643 «Об органах исполнительной власти Ленинградской области, обеспечивающих осуществление отдельных переданных Правительству Ленинградской области полномочий по управлению особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Усть-Луга», созданной на территории муниципального образования  «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области».

В целях реализации переданных полномочий по управлению ОЭЗ в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»:

-постановлением Правительства Ленинградской области от 12.09.2022 № 659 создан экспертный совет ОЭЗ; 

-распоряжением Правительства Ленинградской области от 09.01.2023 № 6-р утвержден состав наблюдательного совета ОЭЗ.

-приказом Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 02.11.2022 №35 утвержден Порядок ведения реестра резидентов ОЭЗ и выдачи выписок из него.

На территории ОЭЗ ППТ «Усть-Луга» планируется реализация инвестиционного проекта «Строительство Комплекса переработки этансодержащего газа» (далее – КПЭГ), включающего два инвестиционных проекта:  «Газохимический комплекс  в составе Комплекса по переработке этансодержащего газа в районе поселка Усть-Луга» (далее – ГХК КПЭГ) и «Газоперерабатывающий комплекс в составе Комплекса по переработке этансодержащего газа в районе поселка Усть-Луга» (далее – ГПК КПЭГ).

Создание ОЭЗ направлено на увеличение объемов производства и экспорта несырьевых неэнергетических товаров в Ленинградской области и Российской Федерации и соответствует национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенной Указом Президента  Российской Федерации от 21.07.2020 № 474.

Совокупный объем налоговых отчислений потенциальных резидентов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации от ОЭЗ должен достичь 199,1 млрд рублей к 2031 году, страховых взносов – 46,7 млрд рублей.

Ожидаемые результаты от создания ОЭЗ на региональном уровне:

-прирост валового регионального продукта более чем на 300 млрд рублей в год;

-поступление налогов в бюджет за период с 2022 по 2048 гг. – 1,48 трлн рублей, в том числе с 2022 по 2031 год  - 21,3 млрд  рублей (НДФЛ);

-поступление налогов в  бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ с 2022 по 2048 гг. – 2,36 трлн рублей;

-привлечение в область свыше 2,3 трлн рублей инвестиций для реализации инвестиционных проектов потенциальных резидентов ОЭЗ;

-создание более 5 600 постоянных рабочих мест.

В целях осуществления заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений на территории Ленинградской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.04.2020 №69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее – СЗПК) и постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 №1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений» приняты следующие нормативные правовые акты, приняты следующие нормативные правовые акты:

Постановление Правительства Ленинградской области от 17.08.2020 №574 «Об определении органа государственной власти Ленинградской области, уполномоченного на подписание от имени Ленинградской области соглашений о защите и поощрении капиталовложений»;

Распоряжение комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 24.11.2020 №203 «О создании Рабочей группы по вопросам реализации Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (Распоряжение комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 22.01.2021 №10 «О внесении изменений в распоряжение комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 24.11.2020 №203 «О создании Рабочей группы по вопросам реализации Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»);

Постановление Правительства Ленинградской области от 30.06.2006 №209 «Об утверждении положения по оценке эффективности и проведению мониторинга реализуемых и принимаемых к реализации инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств областного бюджета Ленинградской области»;

Постановление Правительства Ленинградской области от 11.10.2021 №654 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов Ленинградской области, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Ленинградской области от 10.10.2022 №722 «Об утверждении Порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых является Ленинградская области и не является Российская Федерация, изменений и прекращения действия таких соглашений, особенности раскрытия информации о бенефициарных владельцах организации, реализующей инвестиционный проект».

В 2023 году Ленинградской областью осуществлено подключение к ГИС «Капиталовложения», путем использования которой в апреле текущего года заключено СЗПК с ООО «Дары природы» (проект по строительству второй очереди тепличного комплекса по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте площадью 11,5 га).

Также до конца 2023 года на территории региона планируется утверждение порядка предоставления субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат, понесенных организацией, реализующей инвестиционный проект в рамках СЗПК.

2) Создание и развитие инфраструктуры для привлечения инвестиций.

С целью повышения инвестиционной привлекательности Ленинградской области и обеспечения доступа организаций и граждан  к полной и актуальной информации о комплексном развитии территории региона создана Интегрированная региональная информационная система «Инвестиционное развитие территории Ленинградской области» (далее – ИРИС) – интерактивная карта, наглядно демонстрирующая инвестиционные преимущества Ленинградской области.

Система позволяет получить визуальную информацию о ресурсном и инфраструктурном потенциале области, местоположении и характеристиках промышленных площадок и индустриальных парков, земельных ресурсах, осуществить подбор площадок для размещения производств по заявленным инвестором параметрам и получить консультацию в ГКУ «Агентство экономического развития Ленинградской области» по размещению  размещение производства в режиме онлайн, ознакомиться с планами органов власти и субъектов естественных монополий по созданию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

В настоящее время система содержит сведения о 331 свободных инвестиционных площадках в Ленинградской области (в том числе на территориях индустриальных парков), 20 индустриальных парках, 176 реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах, 141 действующем предприятии по приоритетным отраслям промышленности, 929 объектах программ развития, территориях с преференциальными режимами предпринимательской деятельности (территории опережающего развития «Пикалево», особых экономических зонах), портовых зонах («Усть-Луга», «Высоцк», «Приморск»), документах территориального и стратегического планирования Ленинградской области, обеспечена синхронизация ИРИС с Фондом пространственных данных.

В 2022 году с целью приведения ИРИС в соответствие с инвестиционной картой Ленинградской области, требования к разработке и утверждению которой определены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2021 № 737, принятого для достижения единообразия к формированию информации о субъектах Российской Федерации, была проведена работа по развитию ИРИС по следующим направлениям:

-обновление информации по объектам электроснабжения, линейным объектам;

-обновление информации по объектам газоснабжения (компрессорные станции, компрессорные цеха, газораспределительные станции), линейные объекты (газопроводы магистральные и распределительные, в том числе межпоселковые);

создание и загрузка в векторном формате новых слоев:

-«Объекты водоснабжения» (водозаборы, водопроводные очистные сооружения, водопроводы и водоводы);

-«Объекты водоотведения» (очистные сооружения, сети канализации самотечной, напорной, дождевой самотечной);

-«Полезные ископаемые» (схема расположения месторождений общераспространенных полезных ископаемых, лицензионные участки).

Ознакомиться с работой ИРИС можно в сети интернет на инвестиционном портале Ленинградской области.   

3) Сопровождение инвестиционных проектов в режиме «единого окна».

С 2013 года в регионе работает Фронт-офис Администрации Ленинградской области по взаимодействию с инвесторами, который в ручном режиме сопровождает каждый стратегический для региона проект (с суммой инвестиций от 300 млн рублей, 50 млн рублей – для отдаленных районов) от бизнес идеи до ввода в эксплуатацию. Фронт-офис создан на базе ГКУ «Агентство экономического развития Ленинградской области», подведомственного комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.

Инвестиционный портал Ленинградской области является единым информационно-аналитическим центром поддержки бизнеса в Ленинградской области. На портале размещена актуальная информация об инвестиционном потенциале региона, мерах государственной поддержки, истории успеха и др. 

С целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия при работе с инвесторами на территории региона с 2021 года Фронт-офис Администрации Ленинградской области по взаимодействию с инвесторами (государственное казенное учреждение «Агентство экономического развития Ленинградской области», далее – Агентство) реализует приоритетный проект «Зелёный коридор» (далее – проект, система, зеленый коридор), который включает в себя:

1) личный кабинет инвестора – «единое цифровое окно» с возможностью получить укрупненный «алгоритм действий инвесторов» по реализации проекта (далее – ЛКИ);

2) внедрение единого стандарта по работе с инвесторами для государственных органов власти на региональном и муниципальном уровне.

Система обеспечивает инвестору, реализующему инвестиционный проект или планирующему его реализацию в регионе, возможность получения комплексного сопровождения по принципу «единого цифрового окна» в режиме онлайн в ЛКИ.

Организация взаимодействия через ЛКИ всех участников, сопровождающих инвестиционный проект, способствует сокращению сроков реализации инвестиционного проекта и повышению инвестиционной привлекательности региона.

Также Агентством подписаны соглашение об информационном обмене с АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», ГУП «Леноблводоканал», АО «ЛОЭСК» и регламент взаимодействия с ПАО «Россети Ленэнерго», в рамках которых возможность получения предварительных технических условий по запросу Агентства предоставляется в течение 7 рабочих дней.

Вместе с тем, в 2022 году был запущен процесс подписания положений о взаимодействии с Агентством в 8 пилотных муниципальных районах Ленинградской области, которыми также утверждаются инвестиционные уполномоченные, ответственные за реализацию инвестиционных проектов.

По итогам 2022 года «Зелёный коридор» вошел в число девяти лучших российских практик по сопровождению инвестиционных проектов, вместе с тем проект размещен для тиражирования субъектов Российской Федерации на цифровой платформе лучших практик «Смартека».

До конца сентября 2023 года запланировано подписание положений о взаимодействии со всеми 18 муниципальными районами и городским округом Ленинградской области, а также утверждение на территориях инвестиционных уполномоченных, способствующих получению обратной связи по всем направлениям реализации инвестиционных проектов в течение 7 календарных дней.

На текущий момент в ЛКИ зарегистрировано 169 активных проектов суммарным объемом инвестиций в 6 трлн рублей.

4) Взаимодействие с бизнесом.

В целях ведения открытого диалога между органами власти и  предпринимателями по вопросам инвестиционной деятельности при Губернаторе Ленинградской области функционирует Совет по улучшению инвестиционного климата (далее – Совет). На заседаниях Совета рассматриваются, в том числе, обращения инвесторов по вопросам ведения инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области.

В мае 2023 года под председательством Губернатора Ленинградской области состоялось проведение заседания Совета на площадке Балтийского вагоноремонтного завода группы компании «Новотранс».

Актуализация состава членов Совета по улучшению инвестиционного климата проводится на регулярной основе.

Агропромышленный комплекс 

Агропромышленный комплекс (АПК) – один из стратегически важных секторов экономики Ленинградской области, который представляют 548 крупных и средних предприятий различных форм собственности,

22 сельскохозяйственных потребительских кооператива, 3,1 тыс. фермеров, 204 тыс. хозяйств населения и 3,6 тыс. садоводческих некоммерческих объединений.

Ленинградская область – один из немногих регионов России, сохранивших в условиях реформ крупнотоварный сектор производства. 77% всей продукции выпускается на предприятиях, при этом в производстве отдельных видов продукции их доля составляет: зерновые – 93%, молоко – 94%, мясо скота и птицы – 98%, яйца – 98%.

В современных экономических условиях АПК Ленинградской области сохраняет положительную динамику по большинству показателей и лидирующие позиции по многим направлениям деятельности как на Северо-Западе, так и в Российской Федерации в целом.

Регион занимает 1 место среди субъектов РФ по производству яиц и молочной продуктивности коров, 3 место – по выращиванию форели, 5 место по производству мяса птицы и 9 место по производству молока в сельхозорганизациях.

Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за отчетный период составил 46,68 млрд рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства составил 109,1%.

Растениеводство

Ленинградская область, в соответствии со своим географическим положением, находится в зоне рискованного земледелия. Поэтому современное растениеводство региона ориентировано на внедрение инновационных технологий направленных на сохранение и повышение плодородия почв, увеличение уровня производства сельскохозяйственных культур, снижение зависимости сельскохозяйственного производства от влияния неблагоприятных природно-климатических условий, повышение производительности труда и механизации трудоемких процессов.

Предварительные итоги сева под урожай 2023 года (по оперативным данным хозяйств):

Яровой сев проведен на площади 69,8 тыс. га – 101% к плану (69,2 тыс. га) (100% к 2022 году – 69,9 тыс. га), в том числе:

-36 тыс. га – зерновые, 103% к 2022 году, 102% к плану (35,1 тыс. га);

-2,1 тыс. га – рапс, 82% к 2022 году, 96% к плану (2,2 тыс. га);

-19,2 тыс. га – однолетние травы, 109% к 2022 году, 101% к плану (18,9 тыс. га), в том числе кукуруза 3,6 тыс.  га;

-7,3 тыс. га многолетние травы, беспокровный посев, 76% к 2022 году, 104% к плану (7,0 тыс. га);

-3,2 тыс. га – картофель, 99% к 2022 году, 100% к плану;

-2 тыс. га – овощи открытого грунта, 95% к 2022 году, 100% к плану.

Кроме того, подпокровно посеяно 15,0 тыс. га многолетних трав, 109% к 2022 году, 99% к плану (15,2 тыс. га).

Под урожай текущего года было посеяно озимых зерновых – 10,4 тыс. га, в том числе: пшеница – 7 628 га; тритикале – 1 481 га, рожь –  768 га, ячмень – 531 га. Озимого рапса – 2 864 га.

По итогам перезимовки произошла гибель озимых культур по причине избыточного увлажнение пахотного слоя почвы в период прекращения вегетации (снег лег на талую сильно увлажненную почву):

-озимых зерновых на площади 198 га или 2% от площади озимых зерновых,

-озимого рапса на площади 265 га или 9% от площади озимого рапса.

Все погибшие озимые были пересеяны яровыми культурами (зерновые, рапс, однолетние культуры).

Общая площадь под зерновыми  под урожай 2023 года с учетом сохранившихся озимых зерновых составила 45,8 тыс. га или 101% к уровню 2022 года (+0,3 тыс. га).

В  первом  полугодии  2023  года  организациями и фермерами произведено  15,6 тыс. тонн овощей защищенного грунта – 56% к плану (28,1 тыс. тонн) и 95% к уровню в 2022 года, в том числе: огурцы – 9,2 тыс. тонн, томаты – 1,5 тыс. тонн,  прочие – 4,9 тыс. тонн.

Заготовка кормов в 2023 году началась 24 мая. По состоянию на 30 июня 2023 года скошено 78,3 тыс. га – 58% к плану (135 тыс. га), 107% к 2022 году. Средняя урожайность зеленой массы многолетних трав 63 ц/га.

Заготовлено:

- сено – 11,4 тыс. тонн – 18% к плану (63,4 тыс. т.), 47% к 2022 год (24,2 тыс. тонн);

- сенаж – 65,4 тыс. тонн – 42% к плану (155 тыс. т.), 110% к 2022 году (59,2 тыс. тонн);

- силос – 309,3 тыс. тонн – 28% к плану (1,1 млн т.), 70% к 2022 году (439,3 тыс. т.).

Всего заготовлено 83,2 тыс. тонн корм. ед. или  7,1  ц. к. ед. на одну условную голову – 28% к плану (25,4 ц корм ед. грубых и сочных кормов).

Под урожай 2023 года проведены следующие работы: на поля вывезено 1,805  млн тонн органики, внесено 1,56 млн. тонн на площадь 31,9 тыс. га (в 2022 году – 1,4 млн  тонн на 26,7 тыс. га).

Минеральных удобрений для проведения весенне-полевых работ 2023 года приобретено  11,1  тыс. д. в., что составляет 100% к плану.

Животноводство

Производство молока составило 354,9 тыс. тонн (106,7% к аналогичному периоду 2022 года), молочная продуктивность  коров в  сельскохозяйственных организациях составила 4986 кг (106,3% к аналогичному периоду 2022 года).

Производство мяса скота и птицы (на убой в живом весе) составило 176,2  тыс. тонн (94,9% к аналогичному периоду 2022 года).

Производство  яиц составило 1 662,8 млн штук (97,3% к аналогичному периоду 2022 года). Средняя яйценоскость 1 куры-несушки составила 158 шт.

Рыбохозяйственный комплекс

За 6 месяцев 2023 года объем  добычи  (улов) водных биоресурсов по всем районам промысла составил 15,1 тыс. тонн (122% к аналогичному периоду 2022 года). Основные объекты промысла: балтийская сельдь (салака), шпрот (килька), треска, камбала.

За первое полугодие 2023 года объем производства (выращивания) продукции товарного рыбоводства (аквакультуры) составил 8,2 тыс. тонн  (105% к уровню 2022 года). В основном на  товарных рыбоводных хозяйствах региона выращивается радужная форель (98,2%), а также осетр (0,8%), сиг (0,4%), сом (0,4%), карп (0,1%), палия (0,1%).

Объем реализации продукции товарного рыбоводства (аквакультуры) составил 2,9 тыс. тонн (131% к аналогичному уровню 2022 года).

Объем переработки водных биоресурсов (рыбы и морепродуктов) составил 16,5 тыс. тонн (104% к соответствующему периоду 2022 года).

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями пищевой, перерабатывающей промышленности Ленинградской области за январь-июнь 2023 года составил 125,3 млрд руб., индекс промышленного производства – 107%.